Как создать свою MP3 коллекцию, часть I.
Кодирование в MP3.



    Маленькое отступление. Сначала решите, какую именно музыку и для чего вы будете собирать. Не советую сразу браться за все подряд - например, в коммерческих целях - ничего хорошего не выйдет. Советую собирать именно то, что вам самому нравится, а не думать о том, что, может, у вас появится друг, которому захочется послушать стиль @@@, а потому неплохо бы заиметь пару альбомчиков. Или, например, если через ваши руки проходит MP3 сборник, то не стоит жадничать и брать все сразу - если на диске 50% окажется того, что вам не нравится, то я на 100% уверен, что через полгода вы о нем и не вспомните и он будет пылиться у вас на полке.

    Второе отступление. Эта статья для тех, кто хочет получить качественный результат, но относительно быстро. Маньяки-аудиофилы, которые вечно стремятся достичь невозможного, надеюсь, эту статью читать не будут.

    Исходник.
    Сначала удостоверьтесь, что на диске отсутствует брак и что он не поврежден. Например, у меня много знакомых, которые обращаются с дисками крайне отвратительно, один даже ходит по ним… Разумеется, это сказывается на здоровье диска не лучшим образом. В большинстве случаев диски оказываются вполне слушатебельными для большинства ушей, тем более, на "левой" акустике, однако при оцифровке диска многие незаметные ранее огрехи выплывут на поверхность (это связано с различием принципов чтения AudioCD и CD-ROM дисков). Опять же если делать, то по-человечески, а не кое-как, так что при наличии царапин и потертостей лучше поищите исходник получше.
    Второе, что должен заметить по проблеме качества исходника - никогда не оцифровывайте аудиокассеты! Ну не стоит это того. Тем более представьте разочарование людей, когда он и получат разошедшиеся тем или иным способом ваши mp3-файлы L.

    Привод CD-ROM.
    Следующим важным моментом является ваш CD-дисковод. Дело в том, что они, разумеется, бывают разные. Причем, к сожалению, вовсе не важно что за лейбл стоит на морде устройства - большинство приводов делаются по OEM соглашениям. Как пример могу привести Creative: сами они ничего не делают, а штампуют марку на поставленные им приводы от Panasonic (т.е. Matsushita, т.к. Panasonic - это торговая марка а не фирма) или от Samsung. Так вот самсунги лучше не брать. Отстой. Ничего хорошего на них не сделаешь, независимо от лейбла, который на нем красуется. Хотя, может, попадаются отдельные хорошие модели, но большинство встреченных мной самсунгов (штук 8) некорректно считывает CD-ROM и CD-AUDIO, да и до половины экземпляров так или иначе вышло из строя через полгода - год работы. У меня лично стоит 24-х Creative (Panasonic) и проблем пока не было, тьфу-тьфу-тьфу, ни одной. За все время не выдал ни одного щелчка. Так что при покупке постарайтесь не экономить 5 долларов - купите тот, что получше (исследуйте наклейку на корпусе диска а не на морде).

    Софт и параметры кодирования.
    Для собственно оцифровки существует множество программ. Я настоятельно не рекомендую использовать малоизвестные программки, которые друг/знакомый посоветовал. Также не рекомендую использовать разные программы для разных стадий оцифровки: к сожалению, распространена практика, когда люди одной программой распаковывают (грабят) содержимое AudioCD на винчестер, а другой - кодируют полученные WAV'ы в MP3. Результатом получаются файлы с плохо прописанными тегами, а имена файлов называются типа track01, track02 и т.п. Конечно, можно прописать их вручную, но не у всех хватает на это духу (вспомогательные программы помогают, конечно, но до известной степени). Но если уж решили разделить кодирование на этапы, то берите самые лучшие программы. Но тут я вам не советчик.

    Итак, лучше взять одну из известных и общепризнанных многофункциональных программ. Первые, что приходят на ум - это Easy CD-DA Extractor и AudioGrabber. Я лично пользуюсь первой программой, т.к. она IMHO, более удобная и предоставляет все нужные мне функции. Пошаговое руководство использования Easy CD-DA Extractor'а вы найдете здесь. Есть еще много других программ, здесь я только перечислю те критерии, которым она должна удовлетворять:

- Поддержка CDDB. Подробнее...

- Поддержка тегов (это когда внутри имени mp3-файла прописываются те данные, которые мы взяли из CDDB, т.е. название песни, альбома, исполнителя. Желательна поддержка новой версии (v2.0) тегов.

- Поддержка сменяемых кодеков. Существует много кодеков, которые позволяют закодировать звук в MP3-формат, причем в зависимости от субъективных предпочтений, разные кодеки несколько отличаются друг от друга по результату (более подробно об этом). Обязательным является возможность выбора для пользователя, какой кодек использовать. Причем, по меньшей мере необходимо, чтобы присутствовали L.A.M.E. и один из Fraunhofer-based кодеков.

- Очень полезен режим on-fly, т.е. считывание данных будет происходить одновременно с кодированием, а не этапами. Это позволяет достичь более равномерной загрузки компьютера (в случае поэтапной работы сначала ресурсы компьютера практически свободны, пока считывается AudioCD, а потом, во время кодирования не всегда удается пошевелить мышью. Еще один плюс режима on-fly заключается в том, что считывание данных происходит с невысокой скоростью, ограниченной скоростью кодирования, что позволяет достичь большего качества. Но если диск особо ценный, я устанавливаю пошаговый режим track-at-once, поставив предварительно в основной форме программы скорость считывания Speed не Default, как стоит по умолчанию, а 1х. Хотя так мы потеряем кучу времени, мы получим, возможно, более качественный результат. На особо плохих дисках скорость кодирования в режиме on-fly резко падает (почти до нуля). Тут вариант один - обычный пошаговый режим. Хотя лучше подумать - нужно ли такой диск кодировать...

- считается необходимым наличие некоторых фильтров, таких как вырезание тишины или нормализация (т.е. приведение всех песен к одному уровню громкости), однако является спорным сохранение качества при нормализации. Многие отмечают (и я целиком с ними согласен), что звучание становится гораздо хуже, а смысл в нормализации есть только в том случае, если вы делаете сборник из песен с разных альбомов разной громкости. Делать же из хорошего, динамичного альбома усредненную %$#%-шку не стоит.

    Что касается программы для кодирования, то в свое время я остановился именно на Easy CD-DA Extractor, т.к. на мой взгляд он наиболее полно соответствует моим запросам. Хотя многие хвалят AudioGrabber и другие программы. Последнее время основным кодеком в Easy CD-DA Extractor'е стал LAME, причем автор программы напрямую связан с разработчиками этого, безусловно уникального кодека (высочайшее качество которого при очень высоких скоростных показателях редко оспаривается, разве что фанатами Fraunhofer). Что касается Fraunhofer-кодека, то помимо медленной работы (раз в 4 - 5) существенным и вполне серьезным препятствием на пути его использования является лицензионная защита от использования сторонними программами, в результате чего его появление в легальных, а значит широко распространенных и поддерживаемых программах затруднено.

    Битрейт.
    Что касается битрейта, то не буду никому навязывать своего мнения, только скажу, что на мой взгляд, лучшим битрейтом является 192 kbps для хороших записей и 128-160 для всяких сборников. Если CD-альбом является студийным ремастерингом старой магнитной записи (например, это вся российская музыка вплоть до начала 90-х годов), то менее 192 kbps использовать просто бессмысленно - огрехи кодирования слышны "невооруженным ухом". Впрочем, больше чем 192 kbps использовать тоже не очень разумно. Частоту дискретизации надо ставить 44100Hz. Больше не имеет смысла: 48000 это профессиональный режим и большинство плейеров и звуковух на нем глючат или просто не играют, а меньше - качество снижается радикально.

    Внимание! Никогда и ни при каких обстоятельствах не пользуйтесь кодеками основанными на XING. К сожалению, во многих программах этот кодек установлен по умолчанию, т.к. он наиболее быстр из существующих, но при этом обладает и самым поганым качеством. Также пока не рекомендую пользоваться режимом VBR (Variable Bit Rate). По идее этот режим должен обеспечивать высшее качество за счет динамического изменения битрейта в зависимости от потребности музыки. К сожалению, на данный момент нет эффективного алгоритма, который бы позволял правильно выбирать битрейт (это требует построения принципиально иной модели кодирования). К тому же учтите, что скорость кодирования упадет раза в два - четыре, и VBR файлы доставляют гораздо больше хлопот: например, они читаются не всеми переносными MP3-плейерами.

    Итак,
1) вы выбрали и поставили программу, скачали кряк (ну куда ж без этого L) c Асталависты или Crack.Ru;
2) вставили AudioCD в привод CD-ROM, предварительно проверив его поверхность на наличие дефектов (при наличии органических загрязнений, т.е. вчерашнего завтрака или отпечатков пальцев, рекомендую промыть диск теплой водой с мылом и аккуратно промокнуть (НЕ вытереть!) его чистым (!) и мягким (!) полотенцем); подробнее…
3) получили из CDDB данные о диске;
4) настроили выбранную программу на имена выходных файлов (рекомендую делать имена каталогов вида "Artist - Album", а имена треков вида "TrackNumber - SongName.mp3", в результате у вас получится что-то типа \Patti Smith - Radio Ethopia\05 - Pumping.mp3);
5) выбрали параметры кодирования и кодировщик (например, кодек LAME, битрейт 192, стерео, частота дискретизации 44100 Hz, режим On-Fly или track-at-once, установив предварительно скорость считывания диска на 1х в основном меню программы);
6) подождали полчаса и альбом готов. Не забудьте также по возможности отсканировать обложку диска (разрешение 150-200 dpi, больше не надо - появятся огрехи).
7) И в заключение, ОБЯЗАТЕЛЬНО прослушайте получившуюся запись - бывает, что в музыке появляются неприятные дефекты. Если они единичные - это, скорее всего, виноват исходник, а если шум и треск продолжается на протяжении всего альбома, то, скорее всего, выбранная вами программа не смогла автоматически настроить на нужные режимы или же у вас устаревший и левый CD-ROM (например, 8х Samsung результат покажет явно невысокий не только в силу загрязнения линз от времени, но и поганого исполнения самого устройства). В этом случае придется раскошелиться на пиво и позвать какого-нибудь компьютерного "гения" - может, что посоветует. Хотя перед этим неплохо было бы просто залезть в хелп.

    Ограничения на имена файлов.
    Имена файлов по-русски (разумеется, для русских песен) называть можно без проблем, даже не можно, а нужно. По длине имени есть ограничения: при записи CD-R возникнут проблемы, если длина имени файла превышает ~60 символов, но этого, обычно, хватает.
    А вот что касается тегов, то тут проблем больше. В винампе (в других не пробовал) русские буквы появляются если убрать опцию Options -> Preferences -> Options -> Display -> "Use bitmap font for main title display (no int. support)". Иначе вы увидите только абракадабру. Сами теги имеют две версии IDTAG1 & IDTAG2. В разных версиях не проходят разные буквенные сочетания, например, в IDTAG1 пропадает первая буква "Л", что можно обойти заключением имени в кавычки. В IDTAG2 не пропечатывается сочетание "безъядерная зона", но, в целом, в новых тегах глюков меньше. Если и глючат, то не один символ, и не два, а комбинация трех-четырех, что значит и шансы встретить глюк теперь довольно низки. На всем сборнике Цоя у меня заглючила только одна песня.
    Теперь теги №2 начинают понимать все программы, и многие - их прописывать, так что новые альбомы советую делать с IDTAG2. Как минимум, там существенно увеличено ограничение на длину полей, а то помню неприятные моменты, когда не влезало название песни...

    Обмен.
    Проблема поиска в интернете достойна отдельной темы, а пока я остановлюсь на вопросах обмена или покупки MP3. По моему опыту только 30% того материала, что получаю по обмену, я непосредственно использую для пополнения своей коллекции, еще 20% мне приходится существенно изменять (например, обрезать лишние рекламные куски у видеоклипов или доискивать недостающие/бракованные песни с альбомов. Остальное - в корзину. И это имеется ввиду целенаправленный обмен/покупка, а не тот случай, когда берешь диск с MP3 в надежде, что там будет интересным хоть один альбом. Почему? Люди разные бывают. У одного клип к клипу подобран, а другой купил плату для видеоввода и штампует с обычного телевизора или кассет откровенный левак, на который без слез не взглянешь. У одного все альбомы полноценные, с аккуратно прописанными именами и тегами, а у другого половины тегов нет, часть песен отсутствует а часть содержит щелчки или обрезана концовка. А то и вовсе со "студийной" кассеты оцифровано.

    Единственный совет - прежде чем обмениваться - задавайте вопросы. Все ли песни, есть ли щелчки, совсем не помешает спросить о битрейте (а то получите 96 kbps), есть ли теги и имена. Если возникнут сомнения - лучше и не меняться, в реальности только хуже окажется. Конечно, если покупаете диск на рынке - там вам что угодно наговорят (продавцы в 99% сами не слушали того, что продают), но если покупаете у человека с CD-R, то тут есть смысл спросить.


продолжение следует...




    Комментарии.
    Поддержка CDDB.
Это расшифровывается как Compact Disk Data Base, т.е. база данных, где хранится информация о всех (за редким исключением) компакт дисках: как правило это название альбома, имя певца/группы, жанр и названия песен. При обращении к CDDB ваша программа свяжется с базой данных и пропишет все, что надо, что гораздо удобнее, чем набирать имена вручную. Русские диски и пиратские там тоже есть, хотя не все (пару раз только совсем левые диски не удалось распознать). Маленькое примечание: как вы уже, наверное, поняли для доступа к CDDB необходимо подключение к Интернет (сам процесс получения данных занимает всего 5 секунд). Однако, если на том компьютере, где вы хотите оцифровывать диск Интернета нет, то вы можете сделать следующее: поставить такую же программу на том ПК, где есть доступ в Интернет, подключиться к Интернету, по очереди вставить все диски и получить по ним данные. После этого можно просто взять из каталога, где стоят Windows файл cdplay.ini и переписать его в каталог с Виндоус на свой ПК (в этом файле как раз хранятся все данные по дискам). Если в вашем cdplay.ini уже есть информация и вы не хотите ее терять, то не забудьте его предварительно сохранить или прийти на "интернет-компьютер" со "своим" файлом. назад


    Мойка дисков.
Компакт диск нужно мыть с мылом, подставив его под несильную струйку теплой воды. Необходимо намылить ладонь, а затем намылить диск, легко проводя по нему пальцами, по радиусу, от центра к краям. Диск нельзя намыливать куском мыла, потому что можно поцарапать его случайно попавшим в мыло твердым кусочком или песчинкой (да и смыть мыло потом будет затруднительно). А радиальные движения необходимы для того, чтобы если небольшая царапина и появится, она не захватила бы большого фрагмента дорожки и легко была бы скорректирована восстанавливающими кодами при считывании диска.
    После намыливания необходимо смыть мыло с диска и промокнуть (не вытереть!) его с обеих сторон заранее подготовленной неворсистой (и это важно) салфеточкой или чистым (!) и мягким (!) полотенцем. Если вытирать обычным полотенцем, можно сделать компакт-диск гораздо грязнее, чем он был до мытья. назад

http://www.AltMusic.ru TWAIN (Alex BigMe)
Рейтинг@Mail.ru